TY - JOUR TI - Представления преподавателей вузов о будущем дистанционного образования T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - высшее образование KW - дистанционный формат KW - защитный пессимизм KW - организационные изменения KW - очное обучение KW - заочное обучение KW - ИКТ KW - cвобода преподавателя KW - сопротивление изменениям KW - COVID‑19 AB - Рогозин Дмитрий Михайлович — кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, старший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН.Адрес: 119034, Москва, Пречистенская наб., 11, корп. 1. E-mail: rogozin@ranepa.ruВ ходе анкетирования вузовских преподавателей (n = 33 987), проведенного в апреле 2020 г., выявлены преимущественно негативные оценки усвоения студентами учебного материала в условиях дистанционного обучения по сравнению с очным и весьма пессимистичные представления о будущем российского высшего образования. В статье сформулированы гипотезы о причинах таких установок у вузовских преподавателей, приводятся аргументы в пользу возможной трансформации мнений и преодоления сопротивления технологическим изменениям. Основной проблемой является противоречие между ценностным идеологическим принятием цифровых инноваций и отказом от них на уровне личного опыта. Предлагая педагогам в ходе экспертных бесед альтернативные сценарии будущего, автор анализирует, из каких установок и суждений складывается неприятие, какие представления о будущем коррелируют с негативными, а какие — с позитивными оценками дистанционного формата обучения. AU - Д. М. Рогозин UR - https://archive_vo.hse.ru/2021--1/452316348.html PY - 2021 SP - 31-51 VL -